Не ждать милостей от коронавируса. Российский и мировой рынок стали: 12-19 июля 2020 г.

Не ждать милостей от коронавируса. Российский и мировой рынок стали: 12-19 июля 2020 г. Середина июля прошла на мировом рынке стали под влиянием Китая. Обнародованная статистика за июнь и второй квартал продемонстрировала, что страна действительно преодолела спад, спровоцированный эпидемией коронавируса, которая накрыла Китай в феврале-апреле, а теперь стремится возместить упущенное.

Рост ВВП во втором квартале 2020 г. составил в Китае 3,2% — больше, чем ожидали зарубежные специалисты. С учетом спада на 6,8% по итогам первого квартала это дало -1,6% в целом за полугодие. Но, если не случится ничего катастрофического, по итогам текущего года Китай должен выйти в плюс.

За счет чего китайцы смогли развернуть свою экономику вверх почти сразу же после снятия большей части карантинных ограничений, чего больше не удалось сделать никому в мире? Прежде всего, благодаря созданию нового спроса. В январе-июне китайские банки прокредитовали китайскую экономику на 12,09 трлн. юаней ($1,72 трлн.), перекрыв показатель аналогичного периода прошлого года (к слову сказать, тоже тогда бывший рекордным) сразу на 25%. Объемы внебанковского финансирования, например, за счет эмиссии облигаций местными органами власти, в конце июня достигли 3,43 трлн. юаней ($490 млрд.), на 12,8% больше, чем год назад.

Конечно, такая кредитная накачка экономики имеет свою цену. Даже при низких процентных ставках происходит накопление долгового массива, растет риск невозвратов. Фактически Китай строит у себя финансовую пирамиду, хотя и с прочным основанием в виде реальных инвестиций. Устойчивость ей придают такие факторы как: консолидированная финансовая система, в которой безраздельно доминируют гигантские государственные банки, обязанные поддерживать реальный сектор экономики; опора на достаточно крупные и здоровые государственные и частные компании, способные с толком и пользой освоить кредитные средства; а также валютный контроль, препятствующий неконтролируемому вывозу капитала.

Правда, по итогам первого полугодия инвестиции в основной капитал (включая жилую недвижимость) в Китае уменьшились на 3,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Причем наибольший спад произошел в промышленности — на 8,3%. Но июнь дал мощный плюс по обоим показателям, а во втором полугодии этот рост должен продолжиться и даже ускориться.

Именно за счет этих благоприятных ожиданий китайский рынок стали находится на подъеме несмотря на то, что в некоторых регионах страны в первой половине июля наблюдались самые сильные за последние двадцать лет наводнения. Цены на арматуру, горячекатаный прокат, железную руду достигли максимальных показателей с июля-августа прошлого года. Объем производства стали в июне снова превысил в Китае 90 млн. т. Причем среднесуточная выплавка впервые в истории оказалась выше отметки 3 млн. т.

После непродолжительной паузы в конце июня — начале июля китайские компании возобновили закупки за рубежом заготовки, слябов, горячекатаного проката, товарного чугуна. Вследствие этого опять начали расти котировки на стальную продукцию по всему азиатскому региону. Воспрянули духом турецкие компании, активизировавшие импорт металлолома. Новые возможности появились и у российских экспортеров проката и полуфабрикатов.

Однако следует отметить, что нынешний мировой рынок стали буквально вертится вокруг Китая. И дело даже не в том, что в апреле-мае на долю КНР приходилось более 60% выплавки стали в мире. Китай сейчас фактически дирижирует рынком. Есть спрос со стороны местных компаний — есть оживление во всем мире и какое-никакое повышение цен. Но как только китайцы приостанавливают закупки, оказывается, заменить их некому.

Пока что прогнозы на ближайшее время благоприятны, но насколько хватит этого роста?! Ведь как только стоимость стальной продукции на внешних рынках приблизится к уровню внутреннего китайского рынка, интерес к внешним закупкам сразу исчезнет. Маятник снова качнется вниз. Так уже было и, очевидно, будет повторяться, пока весь мировой рынок более-менее не восстановится. Но как долго этого ждать? В Азии на активизацию покупательского спроса можно будет надеяться осенью, когда подойдет к концу дождливый сезон. В других регионах дела, похоже, будут обстоять менее радужно.

В России по-прежнему пользуются высоким спросом и дорожают трубы. На улицу их производителей таки пришел праздник, который, возможно, будет продолжаться до конца лета. Медленно идет вверх арматура, появились шансы на повышение у поставщиков оцинкованной стали. Но за пределами нескольких относительно благополучных секторов продолжается стагнация. Спрос на стальную продукцию, в принципе, есть, но недостаточный. Из-за этого, в частности, у дистрибьюторов не получается поднять спотовые котировки на горячекатаный прокат, хотя металлургические компании объявили подорожание (к слову, весьма умеренное) по июльским контрактам.

Данные Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) показывают, что в июне спад в российской промышленности усилился по сравнению с маем. Несмотря на рост в отдельных отраслях (судостроение, производство комплектующих, пищевая промышленность, химия, фармацевтика) экономику тянут вниз транспортное машиностроение, добыча полезных ископаемых, потребительские и инвестиционные товары. В целом снижение ВВП во втором квартале оценивается в 9,5-10%. Вообще, нынешняя обстановка — прямая иллюстрация к поговорке «ломать — не строить». Отправить экономику в глубокий спад оказалось очень легко. А вот вытягивать ее обратно придется долго и тяжело.

Пандемия коронавируса все еще продолжается. В России количество новых выявленных случаев стабильно превышает 6 тыс. в сутки и снижается крайне медленно. Таким образом, многие сектора экономики остаются в полумертвом состоянии. Но ускоряться необходимо. Иначе есть прямая опасность слишком глубоко увязнуть в болоте.

Приходится признать: быстрого восстановления российской экономики не получится. Но постепенное вполне даже происходит, с посильной помощью государства. Например, стартует крупнейший автодорожный проект в стране — прокладка новой трассы «Москва — Казань» с дальнейшим продлением до Екатеринбурга. Правда, состоится это только к 2030 г., но и национальные проекты у нас продлеваются на шесть лет до той же даты.

Вообще, по словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, до середины 20-х гг. планируется реализовать семь крупнейших транспортных проектов совокупной стоимостью более 9 трлн. руб. Их задача — ликвидировать наиболее проблемные «узкие места» во внутренних и экспортных грузоперевозках. Важнейшую роль здесь играют развитие Северного морского пути, увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба, расширение транспортной сети на подходам к балтийским и черноморским портам.

Это означает, что одним из приоритетных источников экономического роста России должен стать экспорт, причем не только сырьевой, но и продуктов с более высокой добавленной стоимостью. Но для этого нашей стране необходимы процветающая мировая экономика, экономическая и политическая стабильность на международном уровне. Сейчас ничего этого нет и близко, наоборот, ситуация обостряется. Впрочем, планы развития России имеют долгосрочный характер, а любой кризис имеет не только начало и кульминацию, но и конец.

Подождем — сначала до осени, а там посмотрим.

Узнать текущие события и тенденции рынка, обменяться наблюдениями, впечатлениями и выводами, встретиться с коллегами и деловыми партнерами можно будет уже в августе на конференциях «Стальные трубы: производство и региональный сбыт» и «Нержавеющая сталь и российский рынок». Они должны состояться, соответственно, в Екатеринбурге 13-14 августа и в Челябинске 26-28 августа, а также в любом случае будут параллельно проходить в онлайновом режиме.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».