На середине марафонской дистанции. Российский и мировой рынок стали: 3-10 мая 2020 г.

На середине марафонской дистанции. Российский и мировой рынок стали: 3-10 мая 2020 г. К концу первой недели мая режим жесткого карантина остался только в нескольких странах. Большинство из них, включая Россию, вводят те или иные послабления. В частности, в Москве и Московской области с 12 мая возобновляют работу промышленные предприятия и стройки.

При этом, правда, противоэпидемиологические мероприятия даже усиливаются. Защитные маски становятся обязательными там, где ранее можно было без них обходиться. Почему такой порядок не установили раньше? По самой простой причине – производство масок и другого защитного снаряжения не развернули в достаточной мере, чтобы снабдить им все население. Китаю, чтобы решить эту задачу, потребовалось около четырех недель, в России справились за полтора месяца – тоже приемлемо.

Так или иначе, вопрос о возвращении к прежнему, докризисному образу жизни пока не ставится. Восстановление экономики… тут проблема более сложная.

С одной стороны, в апреле экономический спад в России и так был достаточно умеренный. В частности, по оперативным данным АО «СО ЕЭС», потребление электроэнергии в нашей стране уменьшилось всего на 2,9% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Да, при этом, конечно, вырос спрос в жилищном секторе, но на него приходится только 16% рынка. Промышленность, строительство и транспорт, которые в сумме дают более 40% (при том, что свыше 20% электроэнергии теряется при ее выработке, передаче и распределении) продемонстрировали достаточную устойчивость. Для сравнения, в Западной Европе и некоторых американских штатах во время карантина использование электроэнергии сокращалось на 15-20%.

Впрочем, произвести какой-либо продукт – только часть дела. Нет ничего хорошего, если затраченные ресурсы будут переведены на накопление нераспроданных товарных запасов. По данным Министерства транспорта РФ, перевозка грузов автомобильным транспортом за март — апрель внутри страны упала на 29%. На 14% снизился грузооборот на внутреннем водном транспорте, на 11% — на железных дорогах. Причем, больше всего сократились поставки экспортных товаров – нефти, нефтепродуктов, металлов.

Избыточные запасы к началу мая превратились в серьезную проблему и на российском рынке стальной продукции. Дистрибьюторы, столкнувшиеся с падением видимого спроса, сократили закупки на заводах. А металлургическим предприятиям, со своей стороны, приходится снижать загрузку своих производственных мощностей или переводить их в циклический режим. Больше всего просел, пожалуй, рынок сварных труб малого и среднего диаметра, потребность в которых в конце апреля – начале мая составляла не более 50% от прошлогоднего уровня. Ряд компаний вообще приостановили выпуск данной продукции.

Правда теперь, безусловно, обстановка улучшится. Но насколько и как быстро? Россия в борьбе с коронавирусом идет в запаздывающем режиме по сравнению с многими другими странами. Так что, есть на кого смотреть, и на что ориентироваться.

В Западной Европе, США, Индии, Турции восстановление происходит достаточно медленно. Например, процесс возобновления работы автозаводов растягивается от последней недели апреля до начала второй половины мая. В Италии, где карантин начали ослаблять уже больше двух недель назад, пока не функционируют большинство строек. По оценкам европейской ассоциации Eurometal, объединяющей сервисные металлоцентры, через которые ежегодно проходит порядка 80 млн. т стальной продукции, в мае видимое потребление проката будет на 35-45% меньше, чем в том же месяце прошлого года.

Да и ожидания на июнь в этих регионах не блещут оптимизмом. Индийские специалисты считают, что восстановление национальной строительной отрасли, на долю которой приходится свыше 60% потребления стальной продукции в стране, начнется не ранее октября, когда завершится дождливый сезон.

Турецкие металлургические компании пока не решаются приобретать большие объемы металлолома с поставкой в июне-июле, так как не уверены, что у них в это время будет достаточно заказов. По сравнению с пиком в середине апреля лом в Турции подешевел более чем на $20 за т, а это тянет вниз котировки на заготовку и сортовой прокат.

И вообще, цены на стальную продукцию на мировом рынке сейчас почти везде понижаются. По оценкам Citi, в различных странах мира остановлены доменные печи совокупной мощностью 105 млн. т в год, а это – более 11% от прошлогоднего производства стали за пределами Китая. Тем не менее, предложение везде превышает спрос, а металлургические компании все более активно ищут рынки сбыта за рубежом.

Понижение котировок происходит и в России. Его источником является, прежде всего, спотовый рынок. Малый и средний бизнес, а также строительный сектор, где сосредоточена большая часть спроса в этом сегменте, намного более тяжело переживает кризис, чем крупные предприятия. Поэтому металлургическим компаниям в конечном итоге тоже приходится идти на уступки покупателям и сбавлять цены. Изменится ли эта негативная тенденция в ближайшие несколько недель – большой вопрос.

Западные аналитики вообще закладываются на длительный кризис. По прогнозу World Steel Dynamics, производство стали в странах ОЭСР в текущем году упадет на 22,7% по сравнению с 2019 г. Компания Roskill предсказывает 13,5%-й спад за пределами Китая, причем оговаривает, что сильнее всего просядет выплавка в странах Евросоюза и Северной Америки. А некоторые мощности, которые выводятся из эксплуатации в настоящее время, могут вообще не вернуться в строй снова.

Так, например, американская компания AK Steel объявила, что в июле закроет «с концами» завод Dearborn в районе Детройта, который когда-то считался ведущим металлургическим предприятием, обслуживающим автомобильную отрасль США. Норвежская Norsk Hydro в конце текущего года остановит один из двух заводов в Европе по выпуску прецизионных алюминиевых труб, которые также используются преимущественно в автопроме. В обоих случаях, как подчеркивают компании, проблема не в коронавирусе. Падение платежеспособного спроса на автомобили началось в западных странах еще задолго до начала эпидемии и, очевидно, продолжится после нее.

Вообще-то, это очень нехороший признак. Спрос на легковые автомобили – важный индикатор, показывающий состояние потребительского рынка, уровень доходов населения, наличие либо отсутствие оптимизма и уверенности в будущем. К тому же, эта отрасль и сама по себе создает массу смежников и поддерживает сотни тысяч рабочих мест.

Между тем, затяжной кризис на Западе – это низкие цены на нефть, газ, стальную продукцию и другие ресурсы, экспорт которых составляет немалую часть доходов российского бюджета. Кроме того, если Европа и США так тяжело выходят из коронавирусного спада, кто поручится, что у нас самих будет лучше?!

Впрочем, положительный пример перед нашими глазами тоже есть. И это, естественно, Китай. Кстати, там тоже еще не произошло возвращение к прежнему образу жизни. Там все еще избегают больших скоплений народа, а пассажирское сообщение действует только между теми регионами, которые считаются достаточно безопасными. Однако в Китае полностью восстановился авторынок! В апреле продажи легковых автомобилей оказались выше прошлогодних, хотя и всего на 0,9%. А вот спрос на тяжелые грузовики прибавил сразу 52% по сравнению с отнюдь не кризисным апрелем 2019 г

Безусловно, все эти результаты появились не сами собой. Правительство Китая предпринимает реальные шаги по стимулированию экономического роста. Так, до конца мая администрации провинций смогут выпустить специальные облигации на общую сумму 1 трлн. юаней (более $140 млрд.) для финансирования инфраструктурных проектов. Для малых и средних компаний продлено действие налоговых льгот, а банки получили возможность (и обязанность) выдавать больше беззалоговых кредитов, чтобы поддержать заемными средствами компании, пострадавшие от коронавируса. Вообще, что нравится в Китае, так это то, что банки там должны работать в интересах реального сектора экономики, а не наоборот.

Дальнейшие решения по поддержке экономики, как ожидается, должны быть приняты на сессии Всекитайского собрания народных представителей, что была перенесена с марта на конец мая. И в том, что эти решения последуют, не сомневается никто. Во всяком случае, по данным китайской металлургической ассоциации CISA, уровень загрузки мощностей национальных меткомбинатов по состоянию на 7 мая превысил 89%, что более чем на 15 п.п. превышает показатель середины марта и является максимальной отметкой с сентября прошлого года.

В принципе, и наше российское руководство демонстрирует стремление пойти китайским путем. Крупные государственные корпорации, по крайней мере, не сокращают или сокращают в небольшой степени свои инвестиционные бюджеты. Значительные средства, очевидно, будут выделены на стимулирование инфраструктурного и жилищного строительства. Озвучены достаточно широкие меры по поддержке бизнеса и различных отраслей. Вопрос лишь, как всегда, в исполнении, в том, чтобы воплотить принятые решения в жизнь, спустить их из кремлевских верхов на уровень реальной экономики.

Так или иначе, период самого жесткого карантинного режима остался позади. Но нам еще предстоит одолеть очень длинную дистанцию.

К концу первой недели мая режим жесткого карантина остался только в нескольких странах. Большинство из них, включая Россию, вводят те или иные послабления. В частности, в Москве и Московской области с 12 мая возобновляют работу промышленные предприятия и стройки.

При этом, правда, противоэпидемиологические мероприятия даже усиливаются. Защитные маски становятся обязательными там, где ранее можно было без них обходиться. Почему такой порядок не установили раньше? По самой простой причине – производство масок и другого защитного снаряжения не развернули в достаточной мере, чтобы снабдить им все население. Китаю, чтобы решить эту задачу, потребовалось около четырех недель, в России справились за полтора месяца – тоже приемлемо.

Так или иначе, вопрос о возвращении к прежнему, докризисному образу жизни пока не ставится. Восстановление экономики… тут проблема более сложная.

С одной стороны, в апреле экономический спад в России и так был достаточно умеренный. В частности, по оперативным данным АО «СО ЕЭС», потребление электроэнергии в нашей стране уменьшилось всего на 2,9% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Да, при этом, конечно, вырос спрос в жилищном секторе, но на него приходится только 16% рынка. Промышленность, строительство и транспорт, которые в сумме дают более 40% (при том, что свыше 20% электроэнергии теряется при ее выработке, передаче и распределении) продемонстрировали достаточную устойчивость. Для сравнения, в Западной Европе и некоторых американских штатах во время карантина использование электроэнергии сокращалось на 15-20%.

Впрочем, произвести какой-либо продукт – только часть дела. Нет ничего хорошего, если затраченные ресурсы будут переведены на накопление нераспроданных товарных запасов. По данным Министерства транспорта РФ, перевозка грузов автомобильным транспортом за март — апрель внутри страны упала на 29%. На 14% снизился грузооборот на внутреннем водном транспорте, на 11% — на железных дорогах. Причем, больше всего сократились поставки экспортных товаров – нефти, нефтепродуктов, металлов.

Избыточные запасы к началу мая превратились в серьезную проблему и на российском рынке стальной продукции. Дистрибьюторы, столкнувшиеся с падением видимого спроса, сократили закупки на заводах. А металлургическим предприятиям, со своей стороны, приходится снижать загрузку своих производственных мощностей или переводить их в циклический режим. Больше всего просел, пожалуй, рынок сварных труб малого и среднего диаметра, потребность в которых в конце апреля – начале мая составляла не более 50% от прошлогоднего уровня. Ряд компаний вообще приостановили выпуск данной продукции.

Правда теперь, безусловно, обстановка улучшится. Но насколько и как быстро? Россия в борьбе с коронавирусом идет в запаздывающем режиме по сравнению с многими другими странами. Так что, есть на кого смотреть, и на что ориентироваться.

В Западной Европе, США, Индии, Турции восстановление происходит достаточно медленно. Например, процесс возобновления работы автозаводов растягивается от последней недели апреля до начала второй половины мая. В Италии, где карантин начали ослаблять уже больше двух недель назад, пока не функционируют большинство строек. По оценкам европейской ассоциации Eurometal, объединяющей сервисные металлоцентры, через которые ежегодно проходит порядка 80 млн. т стальной продукции, в мае видимое потребление проката будет на 35-45% меньше, чем в том же месяце прошлого года.

Да и ожидания на июнь в этих регионах не блещут оптимизмом. Индийские специалисты считают, что восстановление национальной строительной отрасли, на долю которой приходится свыше 60% потребления стальной продукции в стране, начнется не ранее октября, когда завершится дождливый сезон.

Турецкие металлургические компании пока не решаются приобретать большие объемы металлолома с поставкой в июне-июле, так как не уверены, что у них в это время будет достаточно заказов. По сравнению с пиком в середине апреля лом в Турции подешевел более чем на $20 за т, а это тянет вниз котировки на заготовку и сортовой прокат.

И вообще, цены на стальную продукцию на мировом рынке сейчас почти везде понижаются. По оценкам Citi, в различных странах мира остановлены доменные печи совокупной мощностью 105 млн. т в год, а это – более 11% от прошлогоднего производства стали за пределами Китая. Тем не менее, предложение везде превышает спрос, а металлургические компании все более активно ищут рынки сбыта за рубежом.

Понижение котировок происходит и в России. Его источником является, прежде всего, спотовый рынок. Малый и средний бизнес, а также строительный сектор, где сосредоточена большая часть спроса в этом сегменте, намного более тяжело переживает кризис, чем крупные предприятия. Поэтому металлургическим компаниям в конечном итоге тоже приходится идти на уступки покупателям и сбавлять цены. Изменится ли эта негативная тенденция в ближайшие несколько недель – большой вопрос.

Западные аналитики вообще закладываются на длительный кризис. По прогнозу World Steel Dynamics, производство стали в странах ОЭСР в текущем году упадет на 22,7% по сравнению с 2019 г. Компания Roskill предсказывает 13,5%-й спад за пределами Китая, причем оговаривает, что сильнее всего просядет выплавка в странах Евросоюза и Северной Америки. А некоторые мощности, которые выводятся из эксплуатации в настоящее время, могут вообще не вернуться в строй снова.

Так, например, американская компания AK Steel объявила, что в июле закроет «с концами» завод Dearborn в районе Детройта, который когда-то считался ведущим металлургическим предприятием, обслуживающим автомобильную отрасль США. Норвежская Norsk Hydro в конце текущего года остановит один из двух заводов в Европе по выпуску прецизионных алюминиевых труб, которые также используются преимущественно в автопроме. В обоих случаях, как подчеркивают компании, проблема не в коронавирусе. Падение платежеспособного спроса на автомобили началось в западных странах еще задолго до начала эпидемии и, очевидно, продолжится после нее.

Вообще-то, это очень нехороший признак. Спрос на легковые автомобили – важный индикатор, показывающий состояние потребительского рынка, уровень доходов населения, наличие либо отсутствие оптимизма и уверенности в будущем. К тому же, эта отрасль и сама по себе создает массу смежников и поддерживает сотни тысяч рабочих мест.

Между тем, затяжной кризис на Западе – это низкие цены на нефть, газ, стальную продукцию и другие ресурсы, экспорт которых составляет немалую часть доходов российского бюджета. Кроме того, если Европа и США так тяжело выходят из коронавирусного спада, кто поручится, что у нас самих будет лучше?!

Впрочем, положительный пример перед нашими глазами тоже есть. И это, естественно, Китай. Кстати, там тоже еще не произошло возвращение к прежнему образу жизни. Там все еще избегают больших скоплений народа, а пассажирское сообщение действует только между теми регионами, которые считаются достаточно безопасными. Однако в Китае полностью восстановился авторынок! В апреле продажи легковых автомобилей оказались выше прошлогодних, хотя и всего на 0,9%. А вот спрос на тяжелые грузовики прибавил сразу 52% по сравнению с отнюдь не кризисным апрелем 2019 г

Безусловно, все эти результаты появились не сами собой. Правительство Китая предпринимает реальные шаги по стимулированию экономического роста. Так, до конца мая администрации провинций смогут выпустить специальные облигации на общую сумму 1 трлн. юаней (более $140 млрд.) для финансирования инфраструктурных проектов. Для малых и средних компаний продлено действие налоговых льгот, а банки получили возможность (и обязанность) выдавать больше беззалоговых кредитов, чтобы поддержать заемными средствами компании, пострадавшие от коронавируса. Вообще, что нравится в Китае, так это то, что банки там должны работать в интересах реального сектора экономики, а не наоборот.

Дальнейшие решения по поддержке экономики, как ожидается, должны быть приняты на сессии Всекитайского собрания народных представителей, что была перенесена с марта на конец мая. И в том, что эти решения последуют, не сомневается никто. Во всяком случае, по данным китайской металлургической ассоциации CISA, уровень загрузки мощностей национальных меткомбинатов по состоянию на 7 мая превысил 89%, что более чем на 15 п.п. превышает показатель середины марта и является максимальной отметкой с сентября прошлого года.

В принципе, и наше российское руководство демонстрирует стремление пойти китайским путем. Крупные государственные корпорации, по крайней мере, не сокращают или сокращают в небольшой степени свои инвестиционные бюджеты. Значительные средства, очевидно, будут выделены на стимулирование инфраструктурного и жилищного строительства. Озвучены достаточно широкие меры по поддержке бизнеса и различных отраслей. Вопрос лишь, как всегда, в исполнении, в том, чтобы воплотить принятые решения в жизнь, спустить их из кремлевских верхов на уровень реальной экономики.

Так или иначе, период самого жесткого карантинного режима остался позади. Но нам еще предстоит одолеть очень длинную дистанцию.